У любого из них – десятки миллионов зрителей. И дело не только в сюжетах или актерской игре: культовые сериалы затрагивают в нас что-то очень личное.
Что мы можем узнать из них о самих себе?
«Отчаянные домохозяйки»: жизнь лучше прожить в компании спутника
«Вы уверены, что знаете этих людей, которых видите каждый день, – вашего мужа, ваших детей, ваших друзей?
– спрашивает себя (и нас) одна из героинь сериала Мэри Элис Янг. – На самом деле никогда не знаешь, кому можно доверять. Бывает, что близкие нас предают… А бывает и так, что совсем незнакомые люди приходят на помощь. В итоге большинство людей доверяют только себе. Это лучшее средство, чтобы не обжечься». Сериал может служить развернутой иллюстрацией знаменитого эссе «Недовольство культурой» Зигмунда Фрэйда.*. Стремление к счастью и жизнь в обществе по-прежнему совмещаются с трудом. Окружающие на каждом шагу ограничивают нашу свободу, сдерживают наш порыв к наслаждению и всемогуществу – и все же мы отчаянно нуждаемся в них. Нуждаемся, даже понимая, что никогда не узнаем их по-настоящему.
«Отчаянные домохозяйки» – проницательный взгляд на природу человека как «общественного животного», раздираемого потребностью в других и страхом перед ними. Отношения героинь складываются непросто, и часто кажется, что лучший выход для каждой – укрыться в спасительном одиночестве. И все же, говорит Мэри Элис Янг, «жизнь – это путь, который лучше пройти в компании спутника... соседки с той стороны улицы или мужчины с той стороны кровати. Спутником может быть мать, преисполненная благих намерений, или ребенок, который станет делать глупости. Но если мы теряем этого спутника, путь становится невыносимым».
*З. Фрейд «Недовольство культурой», в сборнике «Психоанализ, религия, культура»
(Ренессанс, 1992).
Автор: Ян Мышкин